В Германии к середине XVIII в. складывается уникальная религиозная ситуация, обусловленная сосуществованием различных религиозных направлений. Это подталкивало просветителей в Германии затрагивать вопросы религиозной политики и тех условий, при которых возможно было бы мирное сосуществование приверженцев различных вероисповеданий в пределах одного государства. В данной статье рассматриваются два таких проекта: кантовский (представленный прежде всего в поздней работе «Религия в пределах только разума» и более ранней статье «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?») и мендельсоновский (в работе «Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме»). Позиции двух мыслителей имеют очень много общих черт, что позволяет говорить об определенном влиянии Мендельсона если и не на зарождение кантовских этико-религиозных взглядов, то, по крайней мере, на их развитие и окончательное оформление. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: религия, вера, государство, церковь, суеверие, просвещение, откровение, исторические религии, внутренняя религия, религия разума.