В статье сопоставляются различные подходы к определению значимых дискретных элементов стихотворного изображения, которые, в свою очередь, можно соотнести с развитием дискретных и континуальных подходов XX и нынешнего века в науке, искусстве, социальных движениях. Среди них комплекс методов и идей в области физической атомистики, например, квантование энергии, в математике — аритмология, в социальных науках — новые представления о значимости личности. Рассматривается соотношение теорий «разрывных», «революционных» процессов с понятиями неразрывности, континуальности, «эволюционности». Приводятся примеры скрытого или явного выражения соответствующих идей в поэзии и поэтике Андрея Белого, Хлебникова, Маяковского, Пастернака. Автор пытается выявить способы, которыми поэзия как бы предопределяла и оформляла, насколько это возможно, будущие пути развития мысли и миропонимания. Намечаются некоторые современные авангардные тенденции в поэзии, новые определения метафоры соотносятся с поиском понятий на границах «монады» и «атома», ставится вопрос о возможной модели монады с «открытыми окнами». КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поэзия, дискретность, континуум, атом, монада, континуализм, монада с «открытыми окнами», Idem-forma.