Свобода волі, свобода воли, free will ; Свобода в культурі ; Свобода - Культурологічний аспект ; Свобода - Філософсько-культурний аналіз
В статье рассматривается классический онто-гносеологический подход к изучению свободы. Анализируются основные этапы его формирования и развития. Проблема свободы является одной из центральных проблем теоретического мировоззрения, поэтому все сколько-нибудь значимые мыслители пытались дать ответ на этот вопрос. Правда, их взгляды были часто прямо противоположны друг другу: даже в рамках одной культурфилософской школы могли существовать разногласия в понимании свободы, даже у одного и того же исследователя свобода нередко трактовалась по-разному. В калейдоскопе мнений философов-культурологов прошлого и настоящего легко затеряться, если не попытаться привести их в определенную систему.
Несмотря на разнообразие позиций мыслителей, можно отметить общие черты у многих концепций, что позволяет выделить главные направления в изучении свободы. По нашему мнению, все основные культурфилософские теории свободы целесообразно разделить на три большие группы. Первое направление условно обозначим как онто-гносеологическое. Важнейшим предметом его исследования является проблема самого существования свободы, ее укорененности в бытии. Попытка обнаружить свободу как таковую, являющуюся качеством универсума или человеческой индивидуальности, утверждение «первых оснований» свободы, постоянное сомнение в самом существовании свободы являются характерными чертами онто-гносеологического подхода.