Жести, жест, ; Жести античні ; Жестикуляція рук ; Жести-символи ; Жест схрещених рук, жест скрещённых рук
Многим приходило в голову сходство «наполеоновского» жеста скрещенных на груди рук с ритуальным жестом древнеегипетских статуй — «осирисов». Так изображались в Древнем Египте обожествленные умершие (об умершем говорилось: «стал Осирисом»).
Вспоминается тот же жест скрещенных рук и возглас детских игр в пятнашки: «Чурики!» — формула выхода из игры, знак недосягаемости, огражденности (когда догоняющий вот-вот настигнет и «запятнает» бегущего). Есть основания увидеть здесь отголосок древнего заклинания «Чур меня!» и магический жест преграды, табуирования тела. Детский фольклор, как известно, в изобилии сохраняет рудименты магической практики.
В данной заметке речь пойдет не о призывании некого мифологического «Чура» (само бытование такого персонажа некоторыми мифологами оспаривается). Привлекает внимание табуирующий жест — накрест заслоненное руками тело, — жест изначально спонтанный, ярко окрашенный эмоционально и уже в силу этого доступный артикуляции и толкованию .1
Жест скрещенных, заслоняющих тело рук прослеживается и как спонтанная реакция, и как устойчивая обрядовая традиция (как одна из позиций народного танца, сложение рук умершего, скрещение рук при причастии), наконец, как устойчивое знаковое начертание и образ истории искусства (упоминавшиеся «осирисы» Древнего Египта, «жест стыдливости» античного женского обнажения, «байронический» жест романтических персонажей). Смысловой ряд от древней обрядовой формулы до сегодняшней самопрезентации выстраивается с большой убедительностью. Наглядно этот ряд прослеживается на примерах изобразительного искусства.