Статья посвящена анализу танеевских кантат "Иоанн Дамаскин" (ор. 1) и "По прочтении псалма" (ор. 36) с позиции музыкального воплощения идей, созвчных русской религиозной философии. Автор статьи обращает внимание на сходство текстов А. К. Толстого ("Иоанн Дамаскин") и А. С. Хомякова ("По прочтении псалма"), избранных Танеевым для кантат, являющихся поэтической интерпретацией жанров восточнохристианской гимнографии - стихиры и псалма. В статье показано и смысловое единство поэтических источников кантат, в содержании которых утверждается вечность духовной братской любви - любви к ближнему. Воплотив идеи Богочеловеческого единения в хоровом звучании, Танеев, тем самым, переосмыслив жанр кантаты в национальном ключе.