Зведений каталог бібліотек Харкова

 

НАБКанаева, Н. А.
    Лингвистические основания буддийской логико-эпистемологической теории [Текст] / Н. А. Канаева // Вопр. философии : науч.-теорет. журн. — М. : Наука, 2009. — № 4. — С. 129-140.


- Ключові слова:

Філософія Індії, философия Индии ; Санскрит ; Епістемологія буддійська, буддийская эпистемология ; Логіка буддійська ; Праманавада буддійська

- Анотація:

В публикации речь идет об основаниях буддийской эпистемологии и логики (прежде всего, об использовавшемся в них категориальном аппарате) и о двух лингвистических детерминантах этих оснований: влиянии особенностей языка (санскрита) и влиянии теории языка (грамматики). Автор приводит текстологические доказательства того, что грамматика (вьякарана) оказала влияние на буддийскую праманаваду через учение ньяя, выраженное в "Ньяя-сутрах" Готамы и комментарии к ним Ватсьяяны. Эпистемология ньяи включала категоризацию Готамой познавательной деятельности на основе системы карак, предложенной грамматистом Панини. Эта категоризация стала использоваться и буддистами для обсуждения логико-эпистемологических проблем. Непосредственно Дигнагой для классификации разновидностей слов, "вступающих в соединение" с результатом чистого восприятия, была позаимствована также классификация разновидностей слов, приводимая Патанджали в его "Пространном комментарии" на "Восьмикнижье" Панини. Процесс обозначения результатов восприятия рассматривался в эпистемологии школы йогачаров как один из видов конструирующей деятельности мышления, которая вместе с ее совокупными продуктами обозначалась термином "кальпана" ("сконструированное") и производными от него. Дефиниции кальпаны, дававшиеся Дигнагой, Дхармакирти и Дхармоттарой, обнаруживают несовпадение их понимания статуса логики. Дигнага продемонстрировал тенденцию к отделению логики от эпистемологии и онтологии, к пониманию логических концепций как описаний особой, третьей реальности – сферы мышления, а сами описания рассматривал как продукты конвенциональной словесной практики. Определения кальпаны у Дхармакирти и Дхармоттары указывают на более традиционное понимание статуса ануманавады как раздела праманавады. В качестве разновидностей мыслительных конструктов йогачарины выделяли представление как результат восприятия (пратити), суждение восприятия (видхи), вывод (анумана), из которых теоретически проработали только вывод. Перечисленные разновидности кальпаны стоят гораздо ближе к современным логическим формам, понимаемым как структурные элементы познающего мышления, нежели эпистемологические и логические категории индийских реалистов.

- Є складовою частиною документа:

- Теми документа

  • УДК // Теорія та філософія буддизму. Природа буддизму/Теория и философия буддизма. Природа буддизма/Theory and philosophy of Buddhism. Nature of Buddhism
  • ББК // Філософія Індії



Наявність
Установа Кількість Документ на сайті установи
Бібліотека Харківської державної академії культури   Перейти на сайт
Науково-технічна бібліотека Національного аерокосмічного університету ім. М.Є. Жуковського   Перейти на сайт