Істина (філос.), истина ; Теорія мовних актів, теория речевых актов ; Facere veritatem
Истолкование «facere veritatem» у Деррида и Мариона можно разделить на несколько сущностных моментов: и Деррида, и Марион отказываются видеть в «facere veritatem» вариант речевого акта, потому что «facere veritatem» представляет собой событие истины (Деррида), делает истину событием для субъекта (Марион) и является чужой речью (Другого – для Деррида и Бога для Мариона), которая определенным образом усваивается субъекту или, точнее, субъект усваивается ей. У обоих эта концепция испытала существенное влияние Левинаса, точнее его интерпретации августиновской «veritas redarguens» как истины, ставящей Я под вопрос. В итоге «facere veritatem» выступает как парадигмальная форма conversio: истина, которая «творится» в «истинствовании», есть истина обращения и даже возникновения субъекта, истина, превосходящая возможности речи, это не столько речевой акт, сколько сверхречь, структура, лежащая в основе всякой другой речи. Для Мариона такой сверхречью является тройная форма бытования литургической речи (исповедание вины, хвала, чтение Откровения), а для Деррида – литературное творчество, в котором поэзия и правда, фикция и свидетельство сплетаются воедино, чтобы образовать тайное место истины.