Монтажний принцип, принцип монтажу в театрі ; Театр постдраматичний ; Монтаж (театр) ; Режисерське рішення вистави
В статье рассматриваются принципы монтажа, описанные Сергеем Эйзенштейном в статье "Монтаж аттракционов", в свете теории, изложенной в книге "Ханс-Тиса Лемана "Постдраматический театр". Леман, так же как и многие практики театра, наблюдает новые отношения литературного текста и пространства сцены вследствие развития театра. Само понятие "драма" на подмостках сегодня часто отвергается во имя обнаружения театральной природы самой сцены. Искать театр, описанный Аристотелем в "Поэтике", сегодня часто бессмысленно. Текст современной ("новой") пьесы часто утрачивает свои основные драматургические свойства: завязка, кульминация, развязка; в нём часто отсутствует действие с его линейным развитием и интригой. Такой текст в большей степени становится не пьесой, а "текстом для театра". Условно можно назвать состояние современного театра как пейзаж жизни, в котором человеческая судьба рассматривается наряду с общими законами природы, мироустройства и который может включать в себя драму - частную судьбу, а может обходиться без неё - всё в распоряжении режиссёра. Возможности и театра, и режиссёра неизмеримо расширяются. Все перечисленные тенденции требуют от театральной педагогики методического осмысления. В статье обосновывается возможность нового способа анализа спектакля (а вслед за этим и новых методов обучения режиссуре), созданного по собственным законам, часто радикально отличным от традиционных понятий школы психологического театра. Начать такой новый разговор о композиционном разборе предлагается с принципа монтажа в важнейшем пункте профессии - режиссёрском решении спектакля.