В статье рассматриваются философские взгляды Н.В. Гоголя на природу зла, человека и общество, раскрывающиеся в повести «Вий». Анализируется образ главного героя – единственного среди гоголевских персонажей носящего звание философа. Хома Брут оказывается в точке столкновения реального и фантастического миров, и постепенно нарастающее в повести ощущение ужаса является его реакцией на это столкновение. Однако обращение к политико-философской проблематике ХХ в., в частности наблюдениям Ханны Арендт о тоталитарном обществе, позволяют взглянуть на эту ситуацию с другой стороны. Не ужас Хомы Брута лишает его дара речи и связи с обществом, а само общество выбирает не противостоять злу, а исключить героя из своих пределов, игнорируя происходящие с ним изменения и его попытки рассказать о происходящем.