Статья посвящена анализу дома как социокультурного явления, воплощающего в себе единство антропологического, утилитарно-прагматического и морально-этического. Показано, что Дом был и остается основой для культивирования повседневного бытования человека. Он представляет собой ту незаменимую основу, на которой с момента его возникновения развертывается жизнь семьи, происходит реализация основных потребностей и переживаний людей (родство, ностальгия, гостеприимство, творческие искания). Представлен анализ повседневности как модуса проживания человеком своей собственной жизни через сравнение с праздничными и экстремальными ситуациями как ее относительными противоположностями. Показано, что Дом в прямом и метафорическом значении конституирует повседневность, транслирует аксиологику, выступая в социокультурной реальности одновременно и
коммуникатором, и регулятором поведения людей. Дана интерпретация «создания» дома в персональном архитектурном проекте, в частности, «Дома
с химерами» В. Городецкого, «самого прекрасного дома в Америке» Т. Джефферсона и дома-музея М. Волошина.