Коррупция - социально опасное и одновременно весьма распространенное сегодня явление, общественное противостояние которому ограничивается преимущественно государственными административными и уголовно-правовыми мерами, а также разоблачениями общественников. Но ни на уровне государ-
ства, ни гражданскими активистами не учитываются в должной мере культурные предпосылки формирования и воспроизводства коррупции. Недооценивается роль культуры в жизни социума, всех его сфер, что обычно сопровождается наивно-восторженным ее восприятием как исключительно положительного,
даже благостного явления, трактовкой лишь как сферы, а не существа общественной жизни, истока и основания почти всех социальных феноменов. Это делает актуальным обращение к проблеме неоднозначных корреляций культуры и коррупции, вскрывающее амбивалентную детерминацию коррупции культурой,
и отношение к ней как воспроизводящей, даже порождающей ее и препятствующей, предупреждающей. Особого внимания заслуживает второй аспект. Предлагается аналитический обзор принимаемых нерепрессивных антикоррупционных мер и их концептуальных оснований, большей частью односторонне рационалистских. Как наиболее важный и перспективный рассматривается фактор работы учреждений культуры, в том числе образовательных организаций, с трансрациональной – интенциональной сферой и отдельного человека, и коллективов, что положительно скажется на общественном сознании в целом, на формировании его установки отторжения коррупции как неприемлемого феномена. Культурологический анализ антикоррупционных мер, осуществляемых образовательными организациями, свидетельствует об апатии субъектов учебного процесса, основанной на убеждении в неискоренимости коррупции. Одним из способов воздействия на коррупционные стереотипы может стать провокация как один из приемлемых в случае использования профессионалами манипулятивных приемов. Провока-
ция является катализатором социально полезных изменений сознания и поведения личности и позволяет пройти через сильные эмоции к их катарсису и преображению.