Музиціювання ; Музиціювання групове ; Багатоголосся монодійне ; Музиціювання - Погляди Земцовського І. ; Музиціювання - Погляди Асаф'єва Б.
Воспроизведение и развертывание музыки осуществляется непосредственно в музицировании. Многообразие видов последнего группируется по двум основным направлениям сольные (индивидуальные) и коллективные (ансамблевые), включая их различные соотношения. Логические основы формирования сольных и коллективных видов музицирования раскрываются в контексте информационно-коммуникативного процесса. Специфика проявляется в разных векторах передачи информации: расчлененно от себя другим (сольность) и совместно для себя (коллективность). В народных музыкальных традициях сольное выступление всегда направлено на передачу информации от себя другим и предполагает отдельно от передающего наличие получателя информации. В свете исходной представленности феноменов сольности и коллективности в коммуникативном процессе выявляются особенности генезиса одноголосия и многоголосия. Одноголосие как одиночное пение и отдельный субъект в системе взаимоотношений в своем генезисе непосредственно обусловлено сольной вокально-речевой коммуникацией, в которой четко представлена расчлененность подачи информации. Генетические аспекты проблемы сольности и коллективности, монодии и многоголосия получили глубокую научную разработку в программе, публикациях и материалах Международного музыковедческого симпозиума, посвященного 1400-летию выдающегося представителя таджикско-персидской классической музыкальной системы Борбада (Душанбе, 1990). Дискуссия продемонстрировала широту взглядов и подходов к рассмотрению проблемы. Общим итогом стало утверждение понимания: 1) в основе музыкальной культуры народов находится не нечто абстрактное, а прежде всего человек; 2) историческое, культурное, художественное, смысловое равноправие различных музыкальных систем и в том числе тех, в чьей основе лежит монодическое и полифоническое мышление. Исследование феноменов сольности и коллективности, одноголосия и многоголосия дает возможность осмыслить специфику музицирования в восточных музыкальных традициях, в большинстве жанров которых, в особенности в жанрах изустной профессиональной музыки, доминирует вокально-сольная монодия, органично использующая инструментальное сопровождение.