Фортепиано впервые вошло в состав оркестра как колорирующий инструмент в первой половине XIX в. и получило широкое распространение в симфоническом творчестве композиторов в XX в. Естественным следствием стало появление способов его использования как оркестрового инструмента, в том числе подразумевающих применение новых исполнительских техник. Яркие иллюстрации этого мы находим в сюите "Echoes of time and the river" (1967) Дж. Крама. В результате подробного анализа музыкального материала были выявлены следующие тенденции. С одной стороны, на примере сюиты Крама прослеживается преемственность в музыке XX в.: ряд сформировавшихся в XIX в. функций оркестрового фортепиано остается неизменным (колорирование, уплотнение фактуры, структурирование и т. д.); с другой их реализация сильно отличается от того, что мы находим в произведениях более ранних эпох. К примеру, палитра тембральных красок обогащается за счет применения расширенной трактовки инструмента (комбинирование игры на клавишах с pizzicato на рояльных струнах в первой части сюиты Крама и т. д.). В то же время в XX в. появляется много принципиально нового. Новаторские исполнительские техники создают иллюзию одновременного звучания нескольких инструментов один пианист в составе оркестра заменяет небольшой ансамбль (например, 1 ч. ?Frozen time”). Благодаря появлению усилителей становится возможным использование для достижения нужного колористического эффекта постепенно затихающих колебаний басовых струн (3 ч. ?Collapse of time”), шорохов и призвуков. Кроме того, рояль с поднятыми демпферами служит дополнительным резонатором для других инструментов (ч. 2-3). Таким образом, на примере произведения Дж. Крама мы видим, что в XX в. диапазон возможностей оркестрового фортепиано расширяется и развивается в соответствии с требованиями эпохи. При этом данный феномен остается недостаточно изученным, хотя дивергентность развития свидетельствует о его прекрасных перспективах.