Статья посвящена весьма редкой в искусствознании теме - эволюции черновека как художественного и социокультурного явления от Средних веков до эпохи модерна. Основания и механизмы для эволюции черновика лежали в сфере онтологии культуры и были связаны, в частности, с субъектно-объектными отношениями внутри целостных культурных эпох и творческими методами, которые они порождали. Прослеживается функциональная эволюция черновика, начиная с теоцентрической культуры Средневековья, в которой он существовал в форме универсального образца, был необходим мастеру не только как начальная визуализация творческой идеи, но и для выработки иконографии и канона. В эпоху Возрождения, когда радикальному пересмотру подверглись место и роль человека в мире и из цехового ремесленника и "анонимного украшителя Дома Божьего" творец превратился в гуманиста, аристократа духа и "царя, созерцающие свои владения", черновик индивидуализируется и приобретает функцию инструмента для более глубокого знакомства с окружающим миром, формализуется в виде тщательных натуральных зарисовок, т.е. штудий. С наступлением Нового времени, когда автор все более идентифицировал себя как свободный художник, следующий своему видению, черновик, визуализировавший стадии творческого процесса, стал существовать в основном в виде зарисовки, наброска.