Личность Рихарда Вагнера, гениального композитора и реформатора музыки, поэта и драматурга, философа, автора многочисленных трудов по теории музыки, оперного и драматического искусства, оказала огромное влияние на автора «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. В статье обнаруживается оригинальный путь писателя к воплощению литературно-музыкального синтеза «Доктор Фаустус», биография музыканта, «повторяет» биографию музыканта, причём биографию именно музыкальную, творческую: если реальные жизненные коллизии почерпнуты Т. Манном из опыта Ницше, то творческая биография Леверкюна, список его музыкальных трудов и их общая характеристика практически совпадают с таковыми в творческой биографии Р. Вагнера, которым Манн всегда восхищался и творчество которого серьёзно изучал, посвятив ему несколько специальных работ.